Ребенок. Атипичный аутизм + Гидроцефалия. Случай.
Психиатрические диагнозы - очень специфические. Особенно трудно определится с психическими нарушениями у маленьких детей: тесты ребенок до 3-х лет не выполняет, инструкции - по настроению, запас знаний о мире еще очень слабенький, да и прояснить его проблемно в принципе, умения очень вариабельны.
Есть, конечно, некие возрастные нормы. И даже расписанные по месяцам жизни. Но совершенно здоровый ребенок может и не показывать уверенно цвета, больше/меньше, один/много и т.п., если его никто этому не учит. Бывает такое? Конечно, бывает.
!!!ВНИМАНИЕ!!!
Информация носит ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ характер!!!
Препараты и обследования имеют свои ПОКАЗАНИЯ, ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ и ОСОБЕННОСТИ назначения, применения и дозирования!!!
Подбор лечения и обследования- ТОЛЬКО с лечащим врачом!!!
А учесть все обстоятельства и нюансы эмбрионального развития/рождения/раннего детства?
А прогнать малявку через УЗИ сосудов головного мозга (ГМ), КТ, МРТ (+в ангиорежиме), ЭЭГ, РЭГ, Ro-гр. шейного отдела позвоночника (ШОП) и еще кучу всего?
А на периферии, в какой-нибудь географической глубинке, где до райцентра n- часов на машине (если она есть еще)?
Короче говоря - объективно так, чтобы сходу железобетонно определиться - практически нереально. Вот и пользуемся некими всеобъемлющими определениями типа «Нарушение психологического развития», из той же оперы - «Расстройство Аутистического спектра (РАС)».
И ничего в этом плохого нет. Психиатрический диагноз, в особенности детский, - это такая коробочка, куда мы пытаемся запихать проблему пациента. И если ручки-ножки сильно в стороны не торчат, крышечка худо-бедно закрывается - все! - больной у нас - счастье какое - с диагнозом. Теперь ему можно назначать режим диспансерного наблюдения, контролировать состояние, назначить лечение, при необходимости оформить инвалидность с соответствующими социальными и медицинскими гарантиями. Это немало. И для развития медицины как науки - тоже хорошо. Как писал М. Фуко - «…конкретный больной присоединяется к общей формуле научного протокола»
Диагноз «Атипичный Аутизм» (АА) - тоже из этой серии - ставят в случаях, когда вроде бы есть симптомы аутизма, но не все и не в полном объеме, однако. И малыш не обследован по всем правилам. И есть еще какие-то еще подозрения.
Обратилась женщина с сыном 3-х лет.
По жалобам - ну прямо очень похоже на РАС:
- тут тебе и проблемы с речью - свои какие-то невнятные звукосочетания - вокализации - пищит как птичка. Вот и вся речь. Хотя обращенную речь понимает;
- не любит, чтобы прикасались, даже близкие;
- не играет с другими детьми и в принципе не общается с окружающими;
- протестен, на маломальское принуждение - истерики;
- бывают «ручки-крылышки»;
- бегает по кругу.
И при этом всем - горшком пользуется, есть сюжетная игра, правда, всего в два действия, но все же, совсем нет манипулятивных игр. На осмотр не реагирует никак. Просто играет себе, на окружающих - ноль внимания.
Из анамнеза: родился в срок с двойным обвитием пуповины в обл. шеи. Но обвитие было нетугое, выраженной гипоксии не было. До 2-х лет развивался нормально, только речи не было. Все надеялись, что к 3-м годам выправится. Но нет, не выправился. Наоборот - присоединились симптомы РАС (см. «Жалобы»).
Обращались за помощью к неврологу. Тот назначил обследование (очень разумно). И на сонографии обнаружился ребенка еще гидроцефально-гипертензионный синдром - расширенные боковые желудочки, межполушарная щель и субарахноидальное пространство. Был назначен Диакарб и рекомендована консультация психиатра.
Ну вот. И что делать с таким малышом, которому по возрасту почти ничего нельзя назначить из серьезных психотропов. Да и, честно говоря, уж очень не хочется.
Решено попробовать малой кровью для начала - нормотимиками, сосудистыми препаратами, ноотропами.
РЕКОМЕНДОВАНО:
- Депакин Хроно (нормотимик) с выходом на 150мг/с в 2 приема;
- Сосудистая терапия в возрастных дозировках;
- Ноотропное лечение - после сосудистой терапии - Энцефабол.
РЕЗУЛЬТАТ:
1. Первый месяц - ни шатко, ни валко:
- чуть менее раздражительный, поменьше протестов и капризов;
- появились отдельные слова, но произношение оставляет желать лучшего.
2. Второй-третий месяцы:
- поведение - в общем без особых изменений, но мальчик находится в контакте с окружающими в районе часа (по длительности), выполняет инструкции, быстро включается в занятия;
- интересуется другими детьми, пытается играть с ними;
- слов стало больше, появилась короткая - до 4 слов - фраза;
- занимается с удовольствием, логопед хвалит мальчика.
3. К концу пятого месяца лечения:
- поведение - мальчик ведет себя как самый обычный ребенок такого возраста: умеет переодеться в пижаму, поправить постель после сна, лепит, собирает пазлы, играет с другими детьми;
- речь - появились в большом количестве названия предметов и явлений, быстро пополняется запас слов, фразы теперь - по 8-10 слов!;
- по знаниям/умениям быстро догоняет сверстников.
Ну вот. Как-то так. Конечно, никто не знает на 100%, настигнут ли мальчика какие-то проблемы в будущем.
Но ведь этого никто из нас и о себе сказать наверняка не может. Мы не можем изменить прошлое и нам не надо предвидеть будущее. Есть только настоящее. И в этом настоящем мальчик практически здоров.
А диагноз может двадцать раз поменяться, а то и вообще дезактуализироваться, пока ребенок вырастет.
Ну и все время с ребенком занимался не просто хороший - шикарный! логопед. Просто талантище. Повезло мальчику.
Источник изображения: vk.com
Источник: vk.com
Коментарии (0)